Деятельность

Образовательные стандарты и требования

Образовательные программы

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования

Адаптированные образовательные программы

Рабочие программы учебных предметов

Адаптированные рабочие программы

Программы внеурочной деятельности

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы

Классы

Олимпиадное движение

Всероссийская олимпиада школьников

Воспитательная работа

Рабочая программа воспитания

Разговоры о важном

Профориентация

Детские общественные объединения

Школьное самоуправление

Внеурочная деятельность

Активные каникулы

Дополнительное образование

Спортивно-оздоровительная работа

ВФСК ГТО

Школьный спортивный клуб

Научно-практическая деятельность

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи

Психолого-педагогическое сопровождение и социальная помощь

Служба школьной медиации (примирения)

Взаимодействие с родителями

Функциональная грамотность

Дистанционное обучение

Условия

Режим работы

Приём в школу

Приём в первый класс

Набор в образовательную организацию и условия приёма

Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся

Учебные периоды

Расписание звонков

Расписания занятий

Электронный журнал, дневник

Перейти в систему

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Доступная среда

Организация питания в образовательной организации

Охрана здоровья

Безопасность

Антитеррористическая безопасность и противодействие экстремизму

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Пожарная безопасность

Дорожная безопасность

Информационная безопасность

Электробезопасность

Библиотека

ОРКСЭ и ОДНКНР

Технология (труд)

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Летняя оздоровительная кампания

Электронные образовательные ресурсы и полезные ссылки

Справочник полезных телефонов

Образовательные стандарты и требования

Образовательные программы

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа среднего общего образования

Адаптированные образовательные программы

Рабочие программы учебных предметов

Адаптированные рабочие программы

Программы внеурочной деятельности

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы

Классы

Олимпиадное движение

Всероссийская олимпиада школьников

Воспитательная работа

Рабочая программа воспитания

Разговоры о важном

Профориентация

Детские общественные объединения

Школьное самоуправление

Внеурочная деятельность

Активные каникулы

Дополнительное образование

Спортивно-оздоровительная работа

ВФСК ГТО

Школьный спортивный клуб

Научно-практическая деятельность

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи

Психолого-педагогическое сопровождение и социальная помощь

Служба школьной медиации (примирения)

Взаимодействие с родителями

Функциональная грамотность

Дистанционное обучение

Режим работы

Приём в школу

Приём в первый класс

Набор в образовательную организацию и условия приёма

Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся

Учебные периоды

Расписание звонков

Расписания занятий

Электронный журнал, дневник

Перейти в систему

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

Доступная среда

Организация питания в образовательной организации

Охрана здоровья

Безопасность

Антитеррористическая безопасность и противодействие экстремизму

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Пожарная безопасность

Дорожная безопасность

Информационная безопасность

Электробезопасность

Библиотека

ОРКСЭ и ОДНКНР

Технология (труд)

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Летняя оздоровительная кампания

Электронные образовательные ресурсы и полезные ссылки

Справочник полезных телефонов

Формы получения образования и обучения

В Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и в форме самообразования.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При выборе родителями (законными представителями) детей получение общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Получение дошкольного образования в семейной форме возможно в семейных дошкольных группах. Родители в любое время могут сообщить о переходе на семейное образование уполномоченному органу власти. Для подтверждения освоения образовательной программы общего образования (кроме дошкольного) ребёнку нужно проходить промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

Особенности семейного образования

Дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование может быть получено не только в образовательных организациях, но и вне их – в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. При этом допускается сочетание указанных форм получения образования, а также форм обучения (очной, очно-заочной, заочной). Любое их сочетание, оптимальное для ребёнка, могут выбирать его родители либо иные законные представители (далее – родители) с учётом мнения ребёнка. Также они вправе в любое время изменить свое решение.

Основанием (причиной) перехода на получение семейного образования является возможность при такой форме образования учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его образовательные потребности, в том числе нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, выбирать методы подачи учебного материала.

Дошкольное семейное образование

Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путём создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители имеют право бесплатно получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

В семейных дошкольных группах возможен присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Освоение образовательной программы дошкольного образования, в том числе в форме семейного образования, не предполагает промежуточной аттестации.

Общее семейное образование

При выборе семейного обучения для получения общего образования именно родители должны обеспечить целенаправленное овладение обучающимся знаниями, навыками и компетенцией, приобретение им опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни, развитие способностей и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни. Образовательная организация в данном случае не несёт ответственности за качество семейного обучения. Она обязана организовать и провести промежуточную и итоговую аттестацию, которая при получении общего образования (за исключением дошкольного) является обязательной.

Отметим, что при получении семейного образования обучающиеся должны обеспечиваться учебниками и учебными пособиями из фондов библиотеки образовательной организации, в которой обучающиеся проходят аттестацию, или из специализированного библиотечного фонда соответствующих субъектов РФ (муниципального образования).

Субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе также предусмотреть оказание поддержки (в том числе в виде компенсации) нуждающимся семьям при выборе ими семейного образования.

Порядок получения образования в форме семейного образования

Рассмотрим более подробно порядок получения ребенком общего образования в форме семейного образования.

Информирование органа местного самоуправления о переходе на семейное образование

По общему правилу перейти на семейную форму обучения можно в любое время – как до начала учебного года, так и в течение учебного года. О выборе семейной формы общего образования родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которых они проживают. Данный орган власти ведет учёт детей, получающих общее образование в семейной форме.

Такое информирование осуществляется в следующие сроки:

  • в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование,

  • или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.

Целесообразно предварительно обратиться в образовательную организацию для уточнения порядка действий и перечня документов, которые потребуется подать в связи с переводом ребенка на семейное обучение.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации

  1. При получении семейного образования ребёнок вправе проходить экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

  2. При прохождении аттестации экстерны, в частности, имеют право на зачет образовательной организацией результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.

  3. Порядок организации и прохождения аттестации, в том числе экстернами, устанавливается локальным актом образовательной организации, который должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности размещен на сайте образовательной организации.

  4. Для прохождения аттестации родители могут выбрать конкретную образовательную организацию, в которой предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. В том числе в качестве такой организации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например вузы, имеющие право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. По желанию родителей образовательная организация для прохождения аттестации может быть определена на весь период получения общего образования, либо на период прохождения конкретной аттестации, либо на один учебный год в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

  5. Для прохождения ребёнком аттестации родители подают соответствующее заявление в образовательную организацию, а последняя издает распорядительный акт о приеме ребенка для прохождения аттестации.

  6. Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программ основного общего и среднего общего образования, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА). Так, к ГИА могут быть допущены экстерны при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку (для сдачи ГИА по образовательной программе основного общего образования) или итоговое сочинение (изложение) (для сдачи ГИА по образовательной программе среднего общего образования).

  7. В случае получения неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождения промежуточной аттестации без уважительных причин образуется академическая задолженность.

  8. Родители обязаны создать условия ребенку для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, продолжают получать образование в образовательной организации.

  9. При получении удовлетворительных результатов ГИА в аттестат выставляются отметки, полученные обучающимися на промежуточной аттестации по всем учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана образовательной организации. Форма получения образования и форма обучения в аттестате не указываются.

Экстерны осваивают образовательную программу в форме самообразования, семейного образования или обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Для прохождения промежуточной и итоговой аттестации они подают заявление о зачислении в образовательную организацию соответствующего уровня.

Общий порядок получения образования экстерном

В настоящее время под получением образования экстерном понимается обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования) или обучение по образовательной программе, не имеющей госаккредитации, с последующим зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Экстерном можно получить общее образование (начальное общее, основное общее и среднее общее образование) и профессиональное образование (среднее профессиональное и высшее образование).

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Образовательные отношения между экстерном и образовательной организацией возникают на основании заявления родителей (законных представителей) экстерна о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на основании распорядительного акта указанной организации о приеме экстерна для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Экстерны должны обеспечиваться учебниками и учебными пособиями из фондов библиотеки образовательной организации, в которой обучающиеся проходят аттестацию, или из специализированного библиотечного фонда соответствующих субъектов РФ (муниципального образования).

При прохождении аттестации экстерны, в частности, имеют право на зачет образовательной организацией результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.

Рассмотрим более подробно особенности получения экстернами образования на примере общего образования.

Особенности получения экстерном общего образования

  1. Экстерны, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе бесплатно пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей основной общеобразовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

  2. Порядок организации и прохождения аттестации, в том числе экстернами, устанавливается локальным актом образовательной организации, который должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности размещен на сайте образовательной организации.

  3. Организация при зачислении экстерна не отвечает за качество его образования, она несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

  4. Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программ основного общего и среднего общего образования, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА). Так, к ГИА могут быть допущены экстерны при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку (для сдачи ГИА по образовательной программе основного общего образования) или итоговое сочинение (изложение) (для сдачи ГИА по образовательной программе среднего общего образования).

  5. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающиеся обязаны ликвидировать. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

  6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

  7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации.

  8. При получении удовлетворительных результатов ГИА в приложение к аттестату выставляются отметки, полученные обучающимся на промежуточной аттестации. Форма получения образования и форма обучения в аттестате и приложении к нему не указываются.